Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на окружной августовской конфренеции
[ Скачать с сервера (993.5 Kb) ] 31.08.2015, 20:59

«Дифференцированный подход при подготовке

к ЕГЭ по математике».

Меня, как учителя математики, прежде всего, волнует то, как мой 11-й класс сдаст ЕГЭ по математике. Конечно, кроме учительского труда должен быть приложен труд ребёнка. И каждый учитель пытается направить труд учащихся в нужное русло.

«Велосипед» изобретать не стала: изучила опыт, который отражён в публикациях коллег, но и попытаюсь внести свою лепту в будущий успех ребят.

Как и каждый, наверное, учитель математики, я использую для контрольных, проверочных, зачётных работ демоверсии экзаменационных работ предыдущих лет материалы СТАДГРАДА. НО результаты — «из крайности в крайность». И это не устраивает ни меня, ни ребят, ни родителей, ни администрацию. Все, и я — в первую очередь, — ждут уверенных работ с хорошими результатами. Решила выделить задачи, которые чаще всего не удаются. Определились группы. Но, как в каждом классе, 3-5 человек в основном справляются со всеми заданиями части В.

Вот прошлом году у нас получилось 5 групп. Каждая группа получила «консультанта» из числа успевающих. В течение 3-4 консультаций ребята, у которых вызывает затруднение то или иное задание, работали с «консультантами». Затем решили проверить результат. Из прошлогодних демоверсий каждая группа выбрала те задания, над решением которых работали с помощью «сильных» учеников. Таким образом, получились тематические демонстрационные варианты, которые удобно применять для «выравнивания» той или иной темы. Написали самостоятельно спроектированную контрольную работу. Не всем удалось справиться с «работой над ошибками» сразу. Две группы показали улучшенный результат, а три группы продолжили работать с консультантами. ТАКУЮ РАБОТУ Я СТАРАЮСЬ ОРГАНИЗОВАТЬ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?».

 Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным,  математические способностями, которыми обладают школьники - различны, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый государственный экзамен сдают все. Кроме того, учащиеся 10-11 классов после окончания школы поступают в ВУЗы, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов.

Как бы хорошо ни было поставлено обучение, из-за различных математических способностей, из-за уровня подготовленности и других объективных причин мы не может обеспечить единого   темпа продвижения всех учащихся класса.

Таким образом на уроке класс стараюсь   условно делится на три группы. Для себя я эти группы называю А, В, С. (Группа С - ученики, которые интересуются предметом, решают задачи продвинутого уровня, которые могут быть абитуриентами технических вузов.

 Группа В – самостоятельно могут решать задачи среднего уровня, успешно освоившие курс математики полной (средней) школы на базовом уровне, но не имеющие мотивации для более углубленного изучения математики.

Группа А – ученики, фактически не овладевшие математическими компетенциями, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.)

Остановимся на организации подготовки к ЕГЭ с условной группой В.

Учащиеся этой  группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач.

Деление на группы при подготовке к ЕГЭ провожу на определенных этапах урока. Так, на этапе повторения понятий, свойств, алгоритмов - работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, ученики приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Для этого имею и постоянно пополняю свою математическую копилку различной математической литературы, дидактических материалов, содержащих  разноуровневые  задания.

 Уроки- консультации позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Для таких уроков готовлю разно уровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5».На обратной стороне карточки записаны ответы. Ученики выполняют задания, сверяются с ответами. Если ответы совпадают, то и консультация им не нужна. Если ученику, что-то не понятно, то он просит  консультацию у учителя. Уроки- консультации позволяют работать индивидуально с каждым учеником.

При организации тематической подготовки к экзамену я использую такую форму как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы.  Начиная использовать эту форму работы, я не дифференцировала задание. И в результате оказывалось, что часть учеников не справлялась с большей частью заданий, а некоторые уже через несколько дней сдавали тетради на проверку, так как предложенные упражнения оказывались для них очень простыми и не развивали учеников, то есть такая организация работы не давала положительных результатов. Сейчас я выдаю дифференцирую долгосрочные  домашние задания по сложности и по количеству заданий. Долгосрочные домашние задания выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдают на проверку. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками. Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять домашние задания, необходимо ещё дополнительная подготовка. Долгосрочными домашними работами, я некоторым образом «обязываю» учеников заниматься дополнительно. Материалы для этой работы беру НА САЙТЕ АЛЕКСАНДРА ЛАРИНА С ПРАВОЙ СТОРОН есть ссылки

Материалы по заданиям  В 1,В4,В5,В7,В8,В10,В12,В13,В14 подготовлены под руководством методиста по математике  городского информационного методического центра г.Брянска  Корянова  А.Г.и  Надежкиной  Н.В.,а по заданиям  повышенного уровня также под руководством  Корянова А.Г.и доктора педагогических наук учителя математики лицея№1557 г.Зеленодольска 

Этап подготовки по содержательным линиям я начинаю в 11 классе, основная работа в данном направлении проводится во 2 полугодии. Конечно же, это организация итогового повторения, которое выстраивается согласно тематического планирования.

Особое  внимание в процессе деятельности  по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества  обученности, который  проводится в нашей Камышлинском образовательном центре  в течение учебного года3 раза,  помимо репетиционных ЕГЭ проводятся диагностические тестовые работы. В начале года  входные,  в конце итоговые. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. Тесты выстраиваются по содержательным линиям курса математики, изученных в определенный период. После проверки учащимся рекомендуется выполнить работу над ошибками. С учащимися, не справившимися с заданиями теста, организую дополнительные консультации, после которых они выполняют подобный тест. На каждого выпускника заведена индивидуальная папка с файлами, в которую складываются все работы по ликвидации пробелов и отработке отдельных тем. 

Ещё мне хочется остановиться на системе устных упражнений. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Для организации устной работы на уроке  я поступаю следующим образом. В кодификаторе есть таблица, в которой перечислены все темы, выходящие на итоговую аттестацию. Дополняю эту таблицу столбцами справа, вверху записываю дату урока и отмечаю в таблице темы, задания по которым выполнялись на уроке

При отработке определённого типа заданий совместно с учащимися  заполняем  пошаговые карточки:

 записываем решение каждого задания отдельными элементарными шагами,

для каждого шага выделяем математические знания и умения, ПРОВОДИМ ВЕРТИКАЛЬНУЮ ЛИНИЮ И ЗАПИСЫВАЕМ ФОРМУЛЫ ТЕОРЕМЫ

необходимые для его реализации;

Несколько типов заданий прорабатываем фронтально, а далее каждый работает индивидуально над интересующим его заданием или заданием заданным учителем.

Начиная с 10 класса стараюсь ознакить учащихся с  особенностями организации ЕГЭ, чтобы не напугать учащихся, а подготовить их психологически: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

Отрабатываем с учащимися алгоритм выполнения экзаменационной работы:

-          необходимо сразу просмотреть весь тест от начала до конца. Сначала в части «В» необходимо отметить для себя те задания, которые кажутся простыми, понятными и легкими (этот прием называют «ориентировка в тесте»). Именно эти задания необходимо выполнять первыми.

-          начинать необходимо с того, что можно выполнить с ходу, без особых усилий и раздумий.

-          просмотреть задания части «С», - один пример этой части  можно решить . Необходимо отметить для себя данный пример и перейти к нему сразу же после выполнения части «В».

-   после этого необходимо просмотреть данный раздел еще раз и попробовать выполнить те задания, способ решения которых представляете. Если в части «В» застряли на каком-то материале, если этот пример не «решается», необходимо оставить его и перейти к следующему. Такие подходы к каждому нерешенному примеру необходимо сделать несколько раз.

Проанализировав результаты выполнения ЕГЭ в прошлом году особое внимание  в этом году  необходимо уделять заданиям  на

*нахождение значения тригонометрического выражения;

*нахождение точек экстремума функции по графику ее производной;

* решение стереометрической задачи на вычисление элементов цилиндра;

* решение текстовой задачи с применением формул;

* решение текстовой задачи на «работу»;

* нахождение наибольшего или наименьшего значения функции на отрезке.

Поскольку у нас в новой школе теперь есть такая возможность, то при подготовке к ЕГЭ использую часто  онлайн  тестирование, а также другие материалы интернета. Чаще всего берем материалы  в  двух сайтах. САЙ Т А Ларина и ДМИТРИЯ ГУЩИНА Конечно этими сайтамитолько не ограничиваемся.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ГРУППЫ С 17 задания использую следующую презентацию .(Презентация на флешке)

Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и от ученика полной выкладки, это труд на протяжении нескольких лет обучения. Чтобы ученик успешно сдал ЕГЭ в 11 классе надо начинать готовить его с 8 класса, а то и раньше. К слагаемым  успеха можно отнести: дифференцированный подход к обучению плюс индивидуальный подход, плюс дополнительное образование, плюс внеклассная кружковая работа, а также использование на уроках новых технологий, передового опыта учителей, плюс методические пособия и, чем выше способности ребенка, тем выше будет балл.

Желаю в жизни радости, тепла,

Пускай всегда на всё хватает сил,

Чтоб завтра было лучше, чем вчера,

И каждый новый день счастливым был!

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Guzel
Просмотров: 1085 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: